Лето контрастов

6.07.

В этом году мы совсем расслабились – решили не планировать поездку. Пусть все идет само собой – никакой спешки, никаких гонок, едем, куда хотим, спим сколько захочется… Но готовимся ко всему. На всякий случай.

Вот как-то так виделся нам грядущий отпуск. Дима к этому моменту уже неделю как отдыхал, ну а я размышляла о предстоящем путешествии, занимаясь работой практически до самого отъезда.

И вот, настал долгожданный час! Мы-таки собрались и в 21.00 тронулись в путь.

Есть в моменте отъезда (для меня, по крайней мере) что-то захватывающее! Какое-то предчувствие приключений, начало чего-то необычного. Очень люблю это ощущение!

Ехалось хорошо. Видимо, выспались накануне. Ночью нас сопровождали звезды и необычно яркий красноватый Марс, горевший низко над горизонтом. Впереди над дорогой светилась апельсиновая долька Луны…Небо так до конца и не потемнело – лето все-таки, начало июля.

Менялись раза три, спали по очереди – все как всегда. Даже ремонт Чуйского тракта на месте, только немного сдвинулся к югу.

7.07.

Приехали в Акташ в 21.00. Ужин в знакомой столовой, поход в магазин и на любимую стоянку у слияния Чуи и Мажоя. Теплый вечер, ясное небо, Сатурн и Юпитер над горой – красота! Начало неплохое.

8.07.

Утро солнечное, кузнечики громкие,… оводы приставучие.

IMG_2018-07-08_092603_HDR

Прогулялись к началу тропы через гору.

IMG_2018-07-08_092406_HDR

IMG_2018-07-08_092536_HDR

Посовещавшись, решаем ехать на Орой, пока погода позволяет.

Заправка водой, топливом, продуктами и вперед!

В Акташе в этом году в разы больше туристов, чем обычно. Если раньше в магазине, помимо немногочисленных местных жителей, можно было встретить только пеше-конно-авто туристов (их внешний вид очень характерный), и изредка транзитных проезжающих цивильного вида, то сейчас у нас возникло ощущение, что мы где-то в районе Чемала – вокруг было очень много любителей «пляжно-матрасного» отдыха, соответственно одетых, закупающих пиво в больших количествах и явно не собиравшихся удаляться в горы (оттуда за пивом идти далеко :)). Очень непривычное зрелище для этого места! Возможно, причиной послужили турбазы в районе Акташа, которые растут буквально на глазах. Они оказались все переполнены.

Закончив дела в поселке, в 13.30 начинаем подъем в сторону Ороя. Едем через Ачик. Дорога хуже, чем в прошлый раз (по мнению Димы), но я большой разницы не заметила, а вот обмелевшие речушки, которые приходится неоднократно пересекать по пути от Белого Бома до Ачика, явно подсохли. Солнечно, температура +31°.

Перевал Ачик

Белуха

Вечером решаем спуститься к озеру Караколь – каждый раз проезжаем мимо. Недалеко от озера оказался домик алтайцев и загоны для скота. Местная жительница, очень занятая скотоводческими обязанностями, тем не менее уделила нам минутку, сказав, что на озере можно рыбачить и даже переночевать в домике у воды, который, по ее словам, должен быть открыт.

У озера, действительно, был домик, а еще множество комаров и прочего гнуса, от которых воздух казался живым. В поисках ровного места для машины мы объехали пол озера, до конца дороги, но в итоге вернулись к домику – ровно было только там.

Озеро Караколь

Если бы мы в тот момент знали, что в озере водится форель (завезенная, понятное дело), то никакой гнус не удержал бы Ваню от рыбалки, и ночевали бы мы на берегу, рядом с домиком (который оказался закрыт). Но эта информация, к сожалению, поступила двумя днями позже, и в тот вечер около 19.00 мы поднялись к кедровому лесу на знакомую нам стоянку.

Вечер выдался замечательный, особенно когда мухи (которых в этом году особенно много) и комары ушли спать.

Караколь на закате

IMG_2018-07-08_201955_HDR

IMG_2018-07-08_202711_HDR

9.07.

Проснулись солнечным утром. Дети еще спят, оводы тоже. Самое время испытать наш новый походный душ.

IMG_2018-07-09_083522_HDR

Если отрегулировать напор воды, то очень даже неплохо – пол ведерка хватает на одного человека. Минус в том, что кнопка, которая включает воду, оказалась расположена за пределами душевой кабины, и в первый раз пришлось прибегать к помощи друга, который нажимал ее по команде. После испытаний душевой системы провод был удлинен в походных условиях, и водные процедуры стали делом приватным, не требующим посторонней помощи, как и положено.

Пока готовили завтрак, на столе обнаружили странный коричневатый налет. И на машине. И на всем, что было на улице. Не сразу поняли, что это пыльца кедра – мы стояли под двумя цветущими деревьями, а пыльца с их веток слетала от легкого прикосновения, как снег зимой.

кедр

IMG_2018-07-09_100107_HDR

В 11.30 продолжаем путь на Орой. Впереди самая сложная часть.

Дорога, как и в прошлые годы, далека от идеала – торчащие камни, сменяющиеся заболоченными участками. Или все вместе.

Но вот красота вокруг радует! В этом году весна на Алтае была поздняя, и мы застали сезон цветения в горах. Столько цветов всех оттенков и форм мы здесь еще не видели! И столько надоедливых насекомых тоже 🙂

Все шло неплохо. Уже наполовину проехали коварные камни… Но…. Дальше колея шла через болотце, которое мне очень не понравилось. Оно состояло из нескольких участков, первый из которых был безобидный, а вот второй… Однако можно было без проблем обойти его выше, по камням. Осмотрев дорогу метров на 50 вперед, сообщаю по рации что ехать можно, но осторожно. И вот тут надо было озвучить все мои опасения, но я понадеялась на мужскую рассудительность, а зря. Надо было перестраховаться.

В погоне за красивым кадром наш пилот и второй штурман, исполнявший еще и обязанности оператора, смело проскочили первую лужу и не сбавляя скорости влетели во вторую… И вот тут-то уазик красиво провалился прямо в жидкую чачу почти по самые пороги! Кадр, что надо!

Застряли

Если возникает вопрос, откуда на каменистых горных тропах болота, на него ответят многочисленные ручейки, бегущие с тающих снежников, и непонятно откуда берущиеся родники, а также разнообразные ямки и низинки, в которых застаивается вода.

Вот в одном из таких прекрасных мест нам предстояло провести больше часа, пытаясь вытащить машину. Хотели проверить новый трос на лебедке? Вот, пожалуйста, проверяйте! Только деревьев вокруг нет ни одного, и лебедиться придется за камни.

В процессе спасения машины были вывернуты два больших валуна, которые оказались совсем не такими незыблемыми, как мы наделись. Нужный камень нашелся чуть выше.

Выбравшись на твердую землю из грязевого плена, мы продолжили путь. Штурманы, как всегда на этой части дороги, пешком.

Через камни

PIC_20180709_143828946

Навстречу поднимался «Патриот». В нем оказалась молодая пара, путешествовавшая, можно сказать, налегке. Они заехали через Курай, пересекли в брод Мажой (Одни! Без лебёдки! Только колеса 30 или чуть больше) и теперь ехали в сторону Ачика. Они надеялись, что плохая дорога позади. Но нам нечем было их утешить.

Пожелали им удачи и поехали дальше. Камни кончились, можно было немного расслабиться и ехать в машине, а не бежать впереди.

На Орой прибыли в 17.20. Встретились со знакомыми алтайцами – Мариной, женой Сергея, и их дочкой Тандалай. Сам хозяин отсутствовал.

Марина

Наша любимая стоянка была свободна. Ксюша сразу убежала к Тандалай, а мы стали обосновываться на новом месте и строить планы на завтра. Погода ясная, и мы решили наутро залезть на соседнюю гору.

Ремонт мягкого бокса

Перед сном посиделки у костра с возвратившимся с Шавлы Сергеем, и спать.

10.07

Утром встали пораньше, позавтракали и стали собираться на гору. Несмотря на жару, взяли с собой теплую одежду – наверху может быть прохладно. А еще воду, перекус и аптечку.

Гора называется Би Сööги (Могила хан дословно). Тандалай и Марина сказали, что им туда нельзя по каким-то местным поверьям, но вот Сергей там, очевидно, был – там его кони пасутся, и коровы захаживают. Сергей говорил, на вершине есть раскопанный курган, из которого якобы черные археологи украли все золото, а еще там есть плот – очень странный объект для горной вершины, просто Ноев ковчег на Арарате! Несмотря на священный статус Би Сööги, туда есть тропа, поскольку на туристов все местные запреты не распространяются.

В 10.20 мы вышли из лагеря в сторону горы. Сергей говорил, что может подняться туда часа за 2, однако у нас это мероприятие заняло чуть больше времени.

Нашли тропу, свернули по ней через березку. Подъем с пологой стороны горы. Жарко, надоедают оводы. Хотя Роксану они совсем не раздражают – это же летающий десерт, да еще и с элементами охоты!

IMG_2018-07-10_102510_HDR

Чем выше поднимаемся, тем чаще остановки – вокруг красота и прекрасный обзор!

Ретранстлятор за Акташем

Рокси нашла снежник. Это необъяснимое собачье счастье – снег среди лета!

Ксюша постепенно облачается в теплую одежду. Ветер очень прохладный, хотя солнце светит вовсю.

Покорители горы:)))

Внизу виден наш уазик – совсем крошечный!

УАЗик за деревьями

Домик Сергея и конь Чолмон

До вершины добрались примерно к 12.30. Там оказалась деревянная конструкция – геодезический пункт.

IMG_2018-07-10_120344_HDR

Лет ему, судя по всему, много, но это не смутило Рокси, которая под ветхой деревянной площадкой нашла тенек.

PIC_20180710_131020674

IMG_2018-07-10_120440

Перекусили и пошли осматривать окрестности с вершины. Ни кургана, ни плота, к сожалению, не обнаружили. Может они просто в другом месте горы? Зато вид на Северо-Чуйский и Курайский хребты великолепный!

IMG_2018-07-10_123108_HDR

Наш лагерь находился на высоте 2119 м, а сейчас мы стояли на 2583 м. Не сильно высоко, зато красиво, и нагрузка для нас подходящая.

В 13.00 начали спуск с вершины. Немного изменили маршрут, чтобы не идти через березку.

Тенёк!

IMG_2018-07-10_140450_HDR

Детишки :)

Царь горы :)))

Спустились к дороге в 15.30. У собачки лапки устали и оказались немного поцарапаны. У нас тоже ножки устали с непривычки, но в целом нормально.

Вечером, как обычно болтаем с Сергеем у костра. Он пришел со своей собачкой Нэнси, которую туристы подсадили на шоколад (вод садюги!).

Нэнси

Рокси внезапно подскочила, взяла свой мячик, который валялся в траве неподалеку, отнесла его подальше от Нэнси и улеглась, спрятав мячик под брюхо. Да еще и рычит что-то сама себе! Такого собственничества мы от нее не ожидали! Оказалось, девочки с Нэнси играли с ее мячиком. Вот ведь жадина!

На следующий день запланировали конную прогулку с Сергеем.

11.07.

Встали рано и начали собираться.

Кедровка

Рокси, увидев, что мы пакуем рюкзаки и наводим в лагере порядок, начала скулить. Было очевидно, что неугомонные хозяева опять собираются мучить собачку длинными переходами :).

Решили ехать без Ксюши, поскольку на нее не хватило объезженной лошади. Дочу пообещали вечером покатать в индивидуальном порядке. Ксюша даже обрадовалась – ей предстояло провести с Тандалай несколько часов!

В общем, оставив Ксению с родными Сергея, сели на коней и поехали. Рокси сразу заняла любимое место в цепочке – под хвостом у лошади (там тенек). Я на Чолмоне ехала последней. Мы с этой лошадкой знакомы давно, и было время, когда он прекрасно слушался и делал все как надо, но последние годы испортился (заматерел и обнаглел, другими словами). Поскольку он стоял на привязи всю ночь и в отличие от своих собратьев не мог пастись, где ему вздумается, то решил наверстать упущенные возможности. Вначале он долго пил из ручья, будто день шел по пустыне, потом плелся черепашьим шагом, жуя траву на ходу. Все мои попытки его разогнать полностью игнорировались. В итоге, у Сергея кончилось терпение – мы всех задерживали – и Чолмона взяли на буксир. Теперь, хочешь не хочешь, приходилось держать темп, только с задранной мордой, что вело к неровному шагу, спотыканиям и провалам во внезапно появляющиеся под копытами ямки. Сам виноват!

Ехать верхом налегке одно удовольствие. Да еще и любоваться красотой вокруг! Немного портили впечатление приставучие мухи и оводы, но вскоре ветерок их всех разогнал.

Наш маршрут проходил собственно вокруг горы, на которую поднимались вчера, мы лишь немного уклонились в сторону Каракабака.

Нэнси и ее любимый хозяин

По пути встречали пеших туристов и конные группы алтайцев, везущих их багаж. Это тоже хороший вариант – сам идешь пешком, неся в рюкзаке минимум необходимых в дороге вещей, а вся остальная тяжесть на лошадях забрасывается на место стоянки. Это намного приятней, чем идти с рюкзаком под 20 кг!

Рокси и Нэнси бежали рядом. Было жарко, и попадавшиеся снежники радовали их несказанно! Сергей время от времени устраивал экзамен по ориентированию, спрашивая, откуда мы приехали на машине (надо было показать маршрут через горы вдали), где поворот на Шавлинские озера, куда мы едем сейчас и т.д. В общем, теперь я там точно не потеряюсь :).

Как только мы приблизились к повороту в сторону дома, Чолмон проснулся! Сразу резвость появилась, вперед начал рваться – почуял конец маршрута! Вот только у меня уже страшно болели колени, и не только. Ноги вообще не работали, и держаться в седле, особенно на спусках с горок, было уже сложно.

Рокси начала скулить. Ее попоили, дали отдохнуть, и пошли дальше. Но собачка явно выдохлась. В итоге, за 150 м до дома я слезла с лошади (чтобы не завершить ненароком нашу поездку эпичным падением :)), и Роксана сразу упала в тенек под дерево, где и пролежала минуты 3 на шевелясь. Потом мы с ней таки доползли до финиша.

Ксюша без нас время даром не теряла: они с Тандалай готовили обед из баранины, пекли лепешки для 18 туристов, которые обосновались на соседней стоянке, и просто болтали о своем, о девичьем.

Ксюша и Тандалай на Чолмоне

IMG_2018-07-11_165405_HDR

Вернувшись в лагерь, мы решили сделать хоть что-то полезное для нашего любимого Алтая, а именно вывезти консервные банки, которые в изобилии валялись вокруг на стоянках и в костровищах. В нашем лагере мы уже навели порядок. Группе недавно прибывших туристов был выдан большой мешок с просьбой собрать на их территории этот несгораемый мусор, сплющить и принести нам. Ребята решили, что мы волонтеры, и мы не стали их переубеждать. В итоге, было подготовлено к вывозу 8 мусорных мешков. Это, конечно, не все, но у нас больше не было места в багажнике.

Ближе к вечеру незнакомые алтайцы на лошадях на нашу стоянку выгрузили чьи-то вещи. Сказали, хозяева идут пешком. В этот день с Шавлинских озер вышло сразу несколько групп, и к 18.00 все подходящие для стоянок места были заняты. Чуть позже подтянулись и владельцы привезенного багажа. Их гид, девушка лет 24, пришла и сказала, что вообще-то это их стоянка. После такого заявления мне пришлось сделать над собой усилие, чтобы удержаться от резкого ответа. Алтай, слава Богу, не собственность турфирм, и в разгар сезона стоянки могут быть заняты с высокой долей вероятности. Однако все можно решить по-хорошему, и места всегда хватает всем. Я постаралась в вежливой форме донести эту мысль до молодого инструктора. В итоге, мы просто поделились стоянкой с 6 туристами. В их распоряжение был также предоставлен горящий костер, стол и стулья. Все остались довольны.

Вечер

Эта группа была смешанной: Челябинск, Новосибирск, Казахстан и два бразильца – парень и девушка. Они реши попутешествовать по России. Шавлинское озеро, которое вернуло свой бирюзовый цвет, их очень впечатлило. Рокси в нашем общении не участвовала – сил не было. Она спокойно лежала у костра, и лишь слегка виляла хвостиком, когда ей уделяли внимание. Ее поведение очень удивило туристов – какая воспитанная собачка! Они просто не знали, что ей пришлось бежать за лошадьми по жаре 18 км!

Мы ушли спать пораньше. Во-первых, устали, во-вторых, планировали выехать с Ороя очень рано, чтобы успеть порыбачить на Караколе (Сергей рассказал про форель). Но тут у Вани поднялась температура, 38,6°. Таковы последствия солнечного удара. Как выяснилось, Ваня ехал на лошади без головного убора, как только задул ветер. И вот результат. У нас с Димой температура тоже немного поднялась (это уже не перегрев, а перегруз :)). И только Ксюша чувствовала себя прекрасно.

Жаропонижающие сработали, и к часу ночи я, наконец, заснула. Но о раннем подъёме и рыбалке пришлось забыть.

12.07.

Встали раньше наших соседей. Когда их инструктор вышла из палатки, мы уже были в процессе укладки вещей в машину. К моменту окончания сборов все проснулись. В 10.00, попрощавшись с туристами, выехали. И тут же стукнулись дифом о невесть откуда взявшийся камень. Набрали воды из ручья, подъехали к домику Сергея. После теплого прощания (особенно Ксюши с Тандалай), получили с собой мешочек кедровых орешков и ценную информацию про водопады недалеко от Чибита. Все, едем! И снова ба-бах в яму! Ладно. Поднялись на перевал и сразу попали в объектив фотоаппарата встречных пешников. В итоге, стали не на ту дорогу, но быстро осознали промах. Пошли искать нужную. Вот не отпускает нас Орой и все тут!

Уезжать и правда не хотелось: погода отличная, место красивое, чувствуем себя как дома, и мне там климат, как говорится.

Дорогу нашли и все же поехали – после обеда по прогнозу дождь, надо было успеть спуститься.

По пути обнаружили, что за прошедшие три дня снежники подтаяли, а уровень воды в болотцах поднялся. Каверзные камни проехали без проблем. А вот в одной из заболоченных низинок нас ждал сюрприз. По дороге на Орой мы это место даже не заметили, проскочили легко. Но теперь грунт размяк от воды и уже не смог удержать тяжелый уазик. Короче, застряли. Снова лебедку размотали. Но с камнем на этот раз повезло. Он был просто идеален!

Со вздохом проехали мимо Караколя, утешаясь тем, что на следующий год, если все хорошо сложится, обязательно там порыбачим.

Над Катунским хребтом дождь.

Спуск к Ачику через лес. Вдалеке Катунский хребет

Катунский хребет

Пока доехали до Ачика, тучи подобрались к соседнему ущелью.

И вот финальный спуск. Примерно в 2 км от Чуйского тракта прямо перед нами через дорогу перемахнули 3 черных кабанчика. Мы были очень удивлены! Во-первых, поселок совсем близко, а во-вторых, вот это скорость у диких свинок! Жалко, видеорегистратор не работал! И тут же из-под колес в траву шмыгнула какая-то черная змея! Сколько живности за раз.

В 18.00 спустились на трассу. В первый же мусорный бак сгрузили вывезенные с Ороя мешки с банками и с чувством выполненного долга направились в Акташ. Вскоре въехали в дождь.

Наше любимое место на Чуе оказалось занято, и пришлось стать чуть выше по реке прямо на берегу. Тоже неплохо, только комаров много.

У Димы снова поднялась температура.

Все, никаких посиделок. Спать!

13.07.

Пятница. 13-е. Я не верю в приметы подобного рода. Но денек выдался незабываемый.

Началось с того, что мы потратили 1,5 часа (!) на завтрак в столовой благодаря многочисленной и не очень воспитанной компании молодых людей с Ямала. Затем, довольно поздно, направились в сторону Южно-Чуйского хребта. Над горами ходили тучи, но в районе Кош-Агача все еще было +28. Заправились и на Джазатор. В это же время, мы знали, на Укок должен был поехать наш знакомый по внедорожным мероприятиям из Омска, но связаться с ним не получалось ни по рации, ни по телефону.

Пока еще солнечно

По Чуйской степи было необычно легко ехать – гребенки не было, и тряска почти не чувствовалась.

Перед погранпостом мы снова въехали в дождь. Температура за бортом сразу упала до 14°. До места добирались под хмурым небом, из которого временами лилась вода.

Часам к 17.00 доехали до поворота на турбазу «Ворота на Укок» и стали на наше прошлогоднее место. Берег реки зарос травой (по сравнению с прошлым летом), но костровище было на месте, и даже там все еще лежали принесенные Ваней бревнышки. Из нового были комары. Тучи комаров и мух в придачу. Пришлось надеть накамарники!

Ксюша с Димой пошли через мостик на турбазу искать Ксюшину знакомую Айсулу. Вскоре они, уже втроем, вернулись, и девочки, прихватив с собой Роксану, пошли гулять по окрестностям. Моросящий дождик подружкам был нипочем. Ну а мы стали разворачивать лагерь. Пришлось натянуть «маркизу», чтобы не готовить под дождем. Ваня пошел обследовать костровище.

Буквально через несколько минут Ваня прибежал ко мне в палатку с жалобами на укус осы. Место укуса побелело, жала не было. Поскольку Ваню никто подобный раньше не кусал, дала ему зиртек, на всякий случай. Пошли осмотреть место «нападения». Вокруг бревнышка, лежавшего у костра, вились какие-то насекомые, которые при ближайшем рассмотрении оказались пчелами. И тут Ваня зачем-то провел ногой по траве, за что немедленно был ужален еще раз, только теперь в ногу. Пчелы устроили гнездо под бревном, а когда Ваня попытался расчистить костровище и нарубить дров, напали на него, защищая свой дом. В общем, всему экипажу было настоятельно рекомендовано не приближаться к этому месту ближе 3 метров, а про костер решили забыть.

Но на этом неприятности не закончились. Пока я готовила, в палатку набились комары и мухи всех размеров. Мне стало казаться, что снаружи их меньше, чем внутри. Но процесс приготовления пищи под дождем меня тоже не привлекал, поэтому чаша моего терпения наполнялась, но до критической отметки дело пока не дошло.

Тут прибежали взволнованные девочки – на территории турбазы к Роксане пристал какой-то незнакомый пес, и отогнать его не получалось. Дима со всех ног бросился на турбазу, девочки за ним. Через 5 минут к лагерю летела Рокси. На ее довольной морде большими буквами было написано, что произошло. За Рокси прибежал Дима, и было видно, что его спокойствие и душевное равновесие остались где-то на том берегу реки. К тому, что наша породистая собачка закрутит горный роман с приблудным беспородным грязным кобелем он оказался не готов. Собачке был сделан строгий выговор, а решение возникшей из ниоткуда проблемы пришлось оставить до возвращения в Омск. Ну не было в горах ни ветеринарных аптек, ни самих ветеринаров. На восстановление душевной гармонии нашей команды ушло около двух часов.

Ужинали под дождем – в палатке был просто зверинец какой-то. Настроения ни у кого не было. Дождь. На горах тучи.

Девочки играли до позднего вечера, договорились встретиться утром перед нашим отъездом.

Спать легли в 21.30. Но предварительно пришлось очистить машину от кровососов. Ваня возглавил группу по зачистке территории и насобирал в мешочек целую горстку «диверсантов».

Наконец-то этот ужасный день закончился!

14.07.

Проснулись с надеждой, что «день взятия Бастилии» окажется лучше «черной» пятницы. Наскоро позавтракали и переехали через мост на территорию турбазы – оттуда начинался подъем на Укок. Дождя нет, но на горах тучи. Трава мокрая, кроссовки тоже.

Ксюша пошла искать Айсулу, чтобы попрощаться. На всякий случай договорились с ее тетей, хозяйкой турбазы, что, если не переедем на ту сторону, вернемся и снимем у них домик.

В 10.20 начали подъем на перевал Богомуюз, про который читали всякое. Дождя пока не было. Дорога пока хорошая.

IMG_2018-07-14_092241_HDR

Вскоре началась грязь. В какие-то моменты мне казалось, что мы не в горах, а где-то в тайге на севере Омской области. Сходство портили лишь булыжники, которые предательски попадались в грязи или лежали поперек ручьев, создавая дополнительные сложности при их пересечении.

IMG_2018-07-14_094549_HDR

IMG_2018-07-14_102147_HDR

Тучи, мокро, комары. В грязи у ручья следы парнокопытных и медведя (так решил Ваня).

Наконец, мы поднялись выше зоны лесов. Дорога стала посуше, но ручьи все еще попадались.

Сурок

Никого не встретили. Только в ветхом домике в окне показался человек, ребенок, скорее всего.

Сходили к озеру недалеко от перевала.

Подъем на сам Богомуюз оказался извилистым и каменистым.

Вот мы и на перевале. Высота 2843 м.

IMG_2018-07-14_123615_HDR

Пока мы гуляли, к нашей машине подъехал мотоцикл с двумя седоками. Они поинтересовались, какова глубина брода через реку Акколь впереди внизу. Мы честно признались, что не знаем. Вскоре мотоциклисты повернули назад.

Начали спуск с перевала. Дорога – грязное многополосье. Снова пришлось побегать в поисках оптимального проезда. В этот день «штурманил», в основном, Ваня, т.к. он был единственным обладателем резиновых сапог.

И вот внезапно мы услышали разговор на условленной частоте. Это наш знакомый, который, как выяснилось, был не один, появился в канале. Дима переговорил с ребятами, и оказалось, что они двигались нам на встречу.

Спустившись чуть ниже, встретили группу хорошо подготовленных машин.

IMG_2018-07-14_133406_HDR

Одна из них переехала Акколь и сломалась. Остальные ездили ее ремонтировать. Описание брода было красочным, но ключевыми были слова «по жесткачу» и указание на уровень воды. Мы поняли, что Акколь нам не перебродить, и придется возвращаться на турбазу. При этом перспектива еще раз ехать этой дорогой не радовала – было там несколько неприятных мест, через которые не хотелось проходить еще раз.

Решили доехать до реки и оценить ситуацию на месте. Тем более, навстречу двигались наши.

Перед спуском в долину Акколя мы поняли, что бродов есть два – один выше, другой ниже по течению, почти возле слияния с Акалохой. Естественно, был выбран первый вариант. И тут из-за горы на том берегу показались 4 машины. Две из них мы узнали сразу – два Саши, с которыми ездили на Первомай. Мы направились искать брод со своей стороны, они со своей. Встретились на отмели посередине реки около 16.00.

Мы эту встречу не планировали, просто так сошлось. Но как было здорово встретить знакомых ребят из Омска, да еще и тех, с которыми связаны приятные воспоминания о совместных покатушках и вечерних посиделках у костра! Ну и пусть льет дождь, он не помешал всем выйти из машин, включая детей (Ксюша с радостью встретила своего другана Артема) и собак (Рокси выскочила сама, а Мейсона вынесли на руках – чтобы не запачкался). Два других экипажа нам были не знакомы, но это было неважно на фоне всеобщей радости.

Ребята держали путь через Богомуюз к Джазатору, поэтому начали расспрашивать нас, как там дорога. Мы уже поняли, что Акколь мы перебродим, поэтому сейчас надо было решать, как ехать дальше. Саша звал нас с собой. Ну уж нет! Два раза в день штурмовать перевал, да еще по такой дороге! Нет, это не про нас! Мы на такое не согласны, ни в коем случае! Вот сейчас выйдем на знакомую дорожку и через Теплый Ключ (тоже перевал) покинем плато Укок. И тут Саша высказал сомнения – поехать им через Богомуюз или через реку Жумалы, посмотреть, что там за дорога? «Жумалы? Это интересно», — подумали мы. Там мы не были, а это интригует. «А поехали через Жумалы», — решили мы с Димой. «Вот потом и расскажете, как оно там», — сказал Саша.

На том и порешили. Мы развернулись и ушли направо, в сторону соседнего перевала, а Саша с группой товарищей на Богомуюз.

Все было замечательно – дорожка ровная, виды красивые.

Постепенно начался подъем на перевал Акколь. Стали появляться камушки,…камни,… каменюки. Мы говорили себе: «Будет плохо – вернемся, тут недалеко». Прошли один спецучасток, потом другой, третий… У истока Акколя было трудно решить, что создает больше проблем – грязь или камни. Ваня почти постоянно проводил Диму через коварные места, которым конца не было видно. Мы поняли, что прошли точку невозврата. Теперь только вперед!

Вдали Богомуюз

Дело шло к вечеру. Моросил дождик, вокруг ходили тучи. Ваню одолевали мерзкие кровососы. Адреналина было много у всех, кроме Ксюши – она сидела в наушниках, наслаждаясь миром музыки и аудиокниг. Ну а мне, пребывавшей в реальности, приходили в голову мысли иного рода: а если сломаемся, что делать? Застрянем здесь надолго. Нормальные люди по этой дороге не ездят. Связаться с Сашей не получится – мы за горой, нас не услышать (хотя Богомуюз сейчас был на прямой видимости). Утешало лишь то, что смерть от голода нам точно не грозила – полный багажник еды! Вся надежда в таких случаях на Высшие силы.

И Высшие силы это, видимо, хорошо понимали. Несмотря на отвратительные погодные условия, сгущавшиеся сумерки и усталость, уазик благополучно прошел все засады. Да, дифом стукались много раз. Но, слава Богу, все обошлось. Колеса, баки, мосты, сцепление – все выжило!

За нами гонится облако :)

Перевал Акколь

Добрались до перевала Акколь – 2769 м – и решили, что на сегодня хватит. Спустились немного ниже и, найдя ровное место, заночевали прямо на вершине.

Вот так день взятия Бастилии обернулся днем взятия двух перевалов. Даже не знаю, какой из них сложнее. Акколь, наверное. Вот вам и «Нет, ни в коем случае! Два раза в день по такой дороге – это не про нас!» Ну-ну…:)

В 21.00 отбой. Сквозь сон мне слышались звуки падающих камней, хотя склон был далековато. Ване везде мерещились медведи, не без оснований, надо сказать – прямо рядом с машиной были обнаружены следы их пребывания. (Правда, давно это было :)).

15.07.

Утром проснулись в облаке. За бортом + 6. Дождя пока нет.

После завтрака начинаем спуск с перевала. Дорога так себе – камни, грязь. За час проехали всего пять километров. Потом дорога стала получше.

IMG_2018-07-15_084905_HDR

Лед

Хорошая дорога

PIC_20180715_111119221

Доехали до реки Жумалы.

IMG_2018-07-15_102639_HDR

IMG_2018-07-15_102902_HDR Ваня, изрядно усовершенствовавший штурманские навыки за последние дни, обследовал реку и проложил маршрут. В итоге, мы практически идеально перебродили Жумалы. Она не глубокая, но в воде есть коварные камни, на которые очень нежелательно наезжать.

Раскопанный курган?

Дальше едем мимо домика алтайцев, а поле него дорога раздваивается: правее та, что выйдет ближе к Теплому ключу, а налево в горку — к Джазатору. Едем налево по менее «натоптанной» дорожке.

IMG_2018-07-15_113615_HDR

За озером – перевал Жумалы.

Постепенно спускаемся. Леса почти нет. Погода солнечная (все тучи над Укоком остались).

Перед Джазатором еще один брод через небольшую речушку. Берега крутые, грязька. В воде найден брызговик от уаза.

Но, несмотря на этот «грозный» знак, проблем с бродом не возникло.

Наконец, последнее препятствие – Джазатор.

IMG_2018-07-15_130805_HDR

Мы нашли приемлемый брод в месте, где река распадается на два рукава, и вот мы уже на дороге. Маршрут окончен.

Остановились посовещаться, что делать дальше: вернуться на турбазу и все-таки снять домик и сходить в баню или вернуться в Акташ? Дети были за Акташ, и они победили. Выезжаем (позднее выяснилось, что мест на турбазе не было).

Наконец-то можно змея попускать!

Дождь на Кураем

В Акташе попытались снять домик в гостинице Расул, но с собакой нельзя (хотя раньше было можно). В итоге, просто сходили в душ и пошли ужинать в столовую – всем надоела походная еда.

Наше место снова оказалось занято. Но мы не растерялись и нашли новое, даже лучше прежнего и недалеко.

Ночью любовались звездным небом, которое в горах особенное.

16.07.

Утро ясное.

Пока завтракали, собирались, набежали тучки. Но мы уже решили ехать на Ортолык.

Ортолык – по-другому Верховья Ортолыка – это вершина горы (примерно 3000 м) на Курайском хребте, куда мы хотели подняться. Ортолык – это еще и название реки, протекающей там же.

На подъеме начался дождь. Мы доехали до точки, после которой только пешком можно идти, и решили подождать – вдруг дождь прекратиться. Любовались грозами над Северо-Чуйским хребтом.

IMG_2018-07-16_113325_HDR

IMG_20180716_112717_HDR Ждали около часа, потом пошли на разведку. На перевале обнаружили 2 памятника погибшим в этих местах парапланеристам. Тогда внезапно ухудшились погодные условия, их не успели вовремя предупредить, и ребята погибли.

Пока ходили до перевальчика, из-за горы появилась туча, закапал дождь, и загремел гром. Пришлось вернуться.

IMG_2018-07-16_134759_HDR

Мы решили, что в грозу подниматься на вершину не хотим и потихоньку спустились вниз по скользкому склону. Поехали кататься по лесным дорожкам, заехали в тупик и на обратном пути увидели интересную вещь – как будто камень сорвался с вершины, прыгал по склону, а потом неожиданно свернул направо.

"След" камня

Надо рассмотреть поближе.

IMG_2018-07-16_150539_HDR

Пошли гулять под моросящим дождем по мокрой траве. Камень оказался скалой (мало вероятно, что она падала, но кто знает), а следы на склоне – странными каменистыми провалами. Казалось, что в этих местах обвалился подземный тоннель.

Небесные завихрения

Погуляв под дождем, вернулись в машину и спустились вниз. И тут же тучи над Ортолыком рассеялись! Значит не суждено нам было туда залезть в этот раз. Будем считать, что это была разведка, а покорение вершины оставим на перспективу.

IMG_2018-07-16_155412_HDR

Вернулись на то же место, с которого уезжали. Вечером у костра сушили куртки и кроссовки. А еще пекли блины. На завтра назначили дневку.

17.07.

Как прекрасно никуда не торопиться сутра! Кажется, изначально мы так и хотели. Выспались, спокойно позавтракали. Погода переменная – то солнце, то дождик. Но тихо и тепло.

Мы поставили «маркизу», натянули тент. Получилась трехкомнатная квартира :).

IMG_2018-07-17_102149_HDR  Днем гуляли по окрестностям, играли с детьми. Ваня оттачивал навыки игры на комузе, а Ксюша сделала себе лук из подручных средств и занялась стрельбой.

IMG_2018-07-18_143406_HDR

День прошел спокойно. Все пребывали в благостном настроении и строили планы на завтра – съездить на Мажой, например.

Вечером к нам пожаловали гости – на полянке появился белый джип и его пассажиры вежливо спросили, можно ли стать по соседству. Конечно, можно. Они остановились чуть ниже. Сквозь деревья проглядывал силуэт машины и были слышны голоса. Рокси начала охранять – она настороженно смотрела в их сторону и даже один раз гавкнула!

18.07.

Наутро проснулись в туче. Тучи были везде. Мы оказались в мультфильме про ежика в тумане.

Потом пошел дождь. Вчерашний джип покинул стоянку рано утром. А вот у нас желание куда-либо ехать пропало. Но заканчивалась вода и кое-какие продукты – мы ведь не рассчитывали здесь оставаться больше одного дня. Решили, что Дима с Ксюшей поедут за водой и в магазин, а мы с Ваней будем охранять лагерь.

Отстегнули палатку от машины, накрыли тентом костровище и стали ждать. В целом, уютно устроились, хотя «маркиза» и не предназначена для эксплуатации без машины.

IMG_2018-07-18_104310_HDR

IMG_2018-07-18_104325_HDR

Вскоре приехали Дима с Ксюшей, привезли воду и все, что я просила из магазина.

Дождь накрапывал целый день. Заняться было особо не чем: комуз, шашки-шахматы, еда, костер. Завтра надо ехать на Мажой.

IMG_2018-07-19_151844_HDR

19.07.

Дождь шел всю ночь. Утром было холодно и промозгло. Палатка начала в некоторых местах протекать, но пока не критично. Экипажу был организован завтрак в постель, а потом до часу дня все валялись в машине.

Но надо было готовить обед, и я вышла, а за мной и Дима. Все время приходилось сливать воду с палатки, тента и багажника.

IMG_2018-07-19_192939_HDR

Ксюша до вечера сидела в машине, выбираясь лишь по острой необходимости :). Дима с Ваней немного погуляли вечером в туче, лежавшей на нашей горе.

Дима принес дров для костра, который Ваня поддерживал, несмотря на дождь.

IMG_2018-07-19_175647_HDR

Насекомые на появлялись целый день. Везде было мокро: и в палатке, и под тентом. Протечек стало намного больше. Кроме того, Дима обнаружил, что начал сочиться радиатор и потек передний мост (правда, дождь здесь был не при чем). Это значило, что ни о каком бездорожье не могло быть и речи.

Дети впали в хандру и начали проситься домой – дома +30!

Дождь закончился только к часу ночи.

20.07.

Утром пасмурно, но дождя нет. + 8.

IMG_2018-07-17_121941_HDR

Решили собираться, пока с неба ничего не капает, и выезжать в сторону дома.

По-быстрому свернули лагерь и спустились к трассе. С одной стороны, время еще было, но с другой очень надоело мокнуть, а прогноз погоды ничего хорошего не сулил.

Заехали на водопады за Чибитом и были приятно удивлены их доступностью, красотой и, в то же время, малоизвестностью.

IMG_2018-07-20_104938_HDR

IMG_2018-07-20_105050_HDR

Атрибут

Полюбовавшись этим чудом природы, переоделись в цивильную одежду и выехали на Чуйский тракт.

За Чике-Таманом погода намного улучшилась, а на Семинском перевале вообще было +27.

После посещения двух сакральных, с Ксюшиной точки зрения, мест – сувенирных рынков на Чуйском тракте – едем домой, хотя нас там так рано никто не ждал.

21.07.

Перегон от Акташа до дома составил 21 час. Ксюша заснула в Алтайском крае, а проснулась за Кормиловкой.

Утром в 9.00 мы были дома, к великому удивлению нашей бабушки и кота 🙂 .